Этническая конфликтология

В различных работах эти школы определяются по-разному. В наших работах мы предложили выделить следующие школы, точнее, традиции в этноконфликтологии:

1. «реалистическая» традиция в этноконфликтологии, восходящая к ана¬логичной традиции общей конфликтологии (Л. Коузер, К. Боулдинг и др.), многочисленные сторонники которой утверждают, что в основе этнических конфликтов, как и других социальных конфликтов, лежит борьба за овладение материальными ресурсами, за власть ради достижения экономических целей и что за национально-этнической формой социальной борьбы необходимо искать подлинные материальные мотивации. Популярность этой школы в зару- бежной этноконфликтологии пришлась на 1970-е — первую половину 1980-х гг., но она имеет немало сторонников и поныне;

2. «эволюционистская» традиция в этноконфликтологии, сторонники ко¬торой считают, что причины этнических конфликтов коренятся в постоянно меняющейся этнической стратификации общества. К этой традиции можно отнести многочисленных сторонников статусных концепций этнического кон¬фликта;

3. социально-психологическая традиция в этноконфликтологии, имеющая немалр спецификаций и в основе которой лежит преимущественно методология фрейдизма;

4. антропологическая традиция в этноконфликтологии, в рамках кото¬рой можно выделить два основных течения – культурно-антропологическое и социобиологаческое. Сторонники первого исходят из того, что глубинные источники конфликтов коренятся в культурных особенностях народов, в их ценностных системах; сторонниками социобиологического течения многие компоненты поведения людей в этнических конфликтах рассматриваются как нормативные, детерминированные природой человека .

Как это обычно бывает в подобных случаях, каждая из этих школ внесла и продолжает вносить новое знание в научный поиск, и в основе каждого из течений лежат определенные эмпирические обобщения, делающие теорети¬ческие выводы авторов более аргументированными. В то же время изучение работ представителей разных школ и течений свидетельствует об определенной редукционистской методологии, используемой многими авторами, т. е. о стрем¬лении к сведению многообразных причин и факторов, детерминирующих этни¬ческие конфликты, к какому-либо одному, безусловно реально существующему и, возможно, очень важному, но все же вряд ли единственному основанию.

Представляется, что этническая конфликтология (как и конфликтология в целом) может и должна развиваться не как совокупность школ и течений, не как просто междисциплинарная (или, как иногда говорят, «адисциплинарная») отрасль знания, но и как интегрирующая, объединяющая различные мировоззренческие и теоретико-методологические подходы в единое целое.

Яндекс.Метрика