Катексис самости

Проблеманарциссизма, то есть катексиса самости , является очень распространенной и важной, поскольку есть все основания говорить, что она относится к половине содержания человеческой психики — другой половиной, разумеется, являются объекты. Таким обра¬зом, чтобы всесторонне представить проблему нарцис-сизма, необходимо рассмотреть огромный материал, на¬много превышающее знания и умения каждого отдельного исследователя.Однако еще более важным, чем масштабы этой задачи, является то, что всестороннее рассмотрение проблемы предполагает более или менее устойчивое поле явлений или, по крайней мере, наличие исследований, которые, по всей видимости, достигли некоего плато. Другими сло¬вами, учебный подход является пригодным только тогда, когда в данной области достигнуты значительные успехи и они нуждаются в беспристрастной оценке и интеграции в виде обзора, в котором делается попытка обобщить недав¬но полученные знания и представить их в сбалансирован¬ной форме. Если говорить о проблеме нарциссизма, то это состояние в настоящее время пока еще не достигнуто.Обманчиво простым, но новаторским и важнейшим вкладом в психоаналитическую метапсихологию являются разделение понятий самости и Эго; интерес к достижению и сохранению «идентичности», а также иссле¬дование тех опасностей, которым подвергается это (пред)со-знательное психическое содержание (Эриксон); постепен¬ная кристаллизация раздельного психобиологического суще¬ствования из матрицы единства матери и ребенка (Малер) и некоторые другие важные клинико-теоретические (Якоб¬сон) и клинические (А. Райх) психоаналитические открытия последних лет. Вся эта работа свидетельствует о возрас¬тающем интересе психоаналитиков к проблеме, которая

отодвигалась на задний план множеством работ, посвя¬щенных исследованию мира объектов, например, изучению трансформации имаго в процессе развития или репрезента¬ции объектов — если выражаться скорее в соответствии ( центральной позицией когнитивных процессов Эго, .1 in- влечений в контексте Ид.Одно из препятствий, возникающих при рассмотрении теоретических проблем нарциссизма, — препятствие, кото¬рое сейчас становится более серьезным, чем первоначаль¬ное широко распространенное смешение понятий катексиса самости и катексиса функций Эго, — связано с часто выдвигаемым допущением, что наличие объектных отношений исключает нарциссизм. Напротив, как будет показано ниже, некоторые наиболее интенсивные нарциссические переживания относятся к объектам — либо к объектам, in пользуемым при обслуживании самого себя и сохранении связанной с инстинктами энергии, которую они инвести¬руют, либо к объектам, которые сами воспринимаются как часть себя. Я буду называть их объектами самости.Вначале необходимо будет пояснить некоторые основ¬ные понятия. Понятие самости, с одной стороны, и поня¬тия Эго, Супер-Эго и Ид — с другой, а также понятия личности и идентичности являются абстракциями, при¬надлежащими к разным уровням понятийной структуры. Эго, Ид и Супер-Эго являются составляющими особой, высокоуровневой, не основанной на опыте психоанали¬тической абстракции — психического аппарата. Несмотря на возможность использования в широком смысле таких понятий, как «личность» и «идентичность», они не явля¬ются терминами психоаналитической психологии; они принадлежат к другой теоретической системе и скорее соотносятся с наблюдением социального поведения и опи¬санием (пред)сознательного переживания человека во вза¬имодействии с другими людьми, нежели с наблюдениями глубинной психологии.Самость же проявляется в психоаналитической ситу¬ации и концептуализируется на более низком уровне понятийной структуры, то есть в форме такой относительно близкой копыту психоаналитической абстракции, как содержание психического аппарата.

Яндекс.Метрика