Предметность образа

Первый фундаментальный признак сенсорного образа — его предметность. Среда, в которой действуют живые существа, является по своим материальным свойст¬вам физико-химической. Но об этих ее свойствах, преобра¬зуемых в чувственные качества (в виде цветов, звуков и др.), субъект никакого непосредственного знания не имеет. Знание об этих материальных раздражителях, воспринимаемых ре¬цепторами, добывается сложными путями на высоком уровне развития мысли, когда успехи физики и химии позволяют открыть и объяснить закономерности таких природных сил, как электромагнитные волны, звуковые колебания и т.п.Между тем живые существа, приспосабливаясь к своей сре¬де, имеют дело не с этими силами. Среда, в которой они реша¬ют свои жизненные задачи, не “растворена” в них и имеет совершенно другой облик, а именно — предметный. При этом под предметом в данном случае следует понимать не отдель-ную, замкнутую в своих пространственно-временных конту¬рах “вещь”, а любой внешний по отношению к субъекту фрагмент реальности (будь то ветер или небесный свод, засе¬дание ученого совета или лыжная гонка, не говоря уже о мно¬гообразии человеческих лиц, голосов и поз). Рецепторы вы¬лавливают в потоке внешних раздражителей те, что способны служить значимыми для организма сигналами, из “мате¬риала” которых непрерывно интегрируются сенсорные образы предметов. Заметим, что предметность сенсорного образа трактуется ошибочно, если рассматривается не как первоос¬нова перцепции, а как вторичный продукт.В некоторых теориях за первооснову чувственного знания о действительности принимаются элементарные ощущения, которые возникают при воздействии на рецептор отдельного раздражителя. Такое мнение возникло, когда перцептивные процессы стали изучать в лабораторных условиях. Рецепторы препарировали, расчленив на элементы в целях исследования как физиологического, так и психологического. Физиологи, раздражая порознь различные нервные волокна и клетки ка¬кого-либо рецептора (глаза, уха, кожи и др.), фиксировали наблюдаемые при этом эффекты. Когда пытались не только ответить на вопрос о том, какие изменения происходят при этом в нервном волокне или в нервной клетке, но интересова¬лись также реакцией субъекта, то оказывалось, что этот субъ¬ект осознавал какое-либо отдельное чувственное качество или его интенсивность в виде цвета, звука или других сенсорных феноменов, которые не носили характера предметных обра¬зов, присущих естественным перцептивным процессам.Подобные феномены и были названы ощущениями. Им при¬дали значение исходных элементов психики. Укрепилась вер¬сия, согласно которой ощущение представляет собой простей¬ший психический процесс-“кирпичик”, лежащий в фундаменте всей психической жизни. (В философии это мнение преврати¬лось в доктрину, известную как сенсуализм.) Подобная версия оказала влияние и на работу первых лабораторий эксперимен¬тальной психологии. Тем более что психологию, в те времена еще молодую науку, создавали вчерашние физиологи. Их ис¬следовательская программа сводилась к анализу специально натренированным субъектом состава своего сознания. Испы¬туемому предписывалось фиксировать при воздействии внеш¬них раздражителей, что же именно он воспринимает “внутри себя”, но не во внешнем предметном мире. Если в его самоотче¬те появлялись намеки на что-либо внешнее, человеку инкрими¬нировалась “ошибка стимула”, т.е. подмена внутрипсихических состояний внешними стимулами. Это направление, доминиро¬вавшее в первую эпоху становления психологии в качестве са¬мостоятельной науки, было сосредоточено на поиске элементов сознания как сенсорных нитей, из которых соткана чуждая всякой внешней предметности “чистая” психическая ткань.Таким образом, и со стороны физиологии, занятой “энер¬гией” отдельных рецепторов, и со стороны психологии, заня¬той поисками особых “атомов сознания”, перцептивные процессы оказались разделенными на два уровня — лишенные предметности “чистые” ощущения и представленные в обыч-ном человеческом сознании образы внешних предметов. Та¬кое представление о двух уровнях чувственного познания (отражавшее, как уже сказано, результаты искусственного препарирования в лаборатории реального, всегда предметно¬го сенсорного образа на “атомы”, которые в действительно-сти являются его осколками) потребовало создания гипотез, способных объяснить механизм превращения “беспредметных” ощущений в образы окружающей среды.

Яндекс.Метрика