Организация опыта

1.Общие идеи

Сначала об Абхидхарме (буддийском тексте о природе ума):а) “В этой модели, первичным в формировании опыта считается не внешняя реальность – не то, что познается, не объект осознания – а скорее свойства самого ума в этот момент”. (Из книги “Наука об уме – диалог Востока и Запада”, под редакцией Дэниела Голмена).б) Формирует и организует опыт не внешняя реальность; он сильно зависит свойств конкретного ума в конкретный момент. Это связано с крупным сдвигом в научном мышлении, происшедшем в основном в этом веке. Сдвиг от абсолютной внешней реальности к более глубокому пониманию значения участника/наблюдателя и вопросов, которые задает этот наблюдатель (квантовая теория), а также точки пространства-времени, из которой делаются наблюдения (теория относительности). Все это выглядит очень похоже на “свойства ума в данный конкретный момент”. в) Основная идея здесь в том, что в человеческом уме не происходит простого воспроизведения реальности. Реальность создается, скорее на основе природы создающего ее ума, чем на какой-то абсолютной реальности, внешней по отношению к этому уму. Опыт организован. Он не просто отражает внешние воздействия. Он организуется умом, который переживает этот опыт. ““Я”, которое вы ищете, — это то “я”, которое его ищет”.

2. О теории живых систем

а) “Достаточно рассмотреть структуру нервной системы …чтобы убедиться в том, что результат проецирования образа на сетчатку не похож на входящую телефонную линию. Скорее он похож на голос … добавляемый ко многим голосам во время бурного семейного спора … в котором достижение консенсуса о действиях не зависит от слов какого-то одного члена семьи”. Кроме того, авторы пишут: “… внешние возмущения … могут только модулировать постоянное возникновение и исчезновение внутренних балансов сенсорно-двигательных корреляций”. (Из книги “Дерево знания” Матурана и Варела).б) Уже многое происходит внутри, даже прежде чем что-то происходит снаружи. Ум, как знают все медитирующие, бывает очень занят, и обычно так оно и есть. То, что возмущает его, то, что влияет на него, и какое это влияние, во многом зависит от того, что уже происходит. Хорошо, вы спросите, зачем возиться с настолько очевидными вещами. И я вам отвечу. В нашей работе мы стараемся изменить привычную организацию опыта. Вот что мы стараемся сделать. Сознавая, что опыт – это скорее результат этих организующих факторов (“свойств ума”), чем каких-либо внешних событий (“реальности”), мы делаем вывод, что возможность свободы (от страданий) состоит не в изменении внешнего мира, а в изменении самих себя. Мы можем приобрести свободу, изменив то, кто мы такие. Это хорошая новость. Нам не обязательно быть жертвами. Мы не автоматы стимула и реакции. Мы переполнены внутренней активностью, которая в какой-то степени определяет наши переживания, и можем ее изменить. Здесь мы подошли к теме четырех благородных истин.в) Еще одна цитата Голмена:“Многие состояния ума, которые считают совершенно нормальными в западной психологии, в буддийской психологии считаются патологией …”“Практическое правило определения психического здоровья очень простое. Патологическими или нездоровыми называются те состояния, которые не способствуют спокойствию, умиротворенности, равновесию, медитации, достижению просветления… В результате получается, если хотите, очень древнее диагностическое и статистическое руководство: модель ума, которая анализирует различные состояния ума и классифицирует их как здоровые или нездоровые.Первый патологический фактор ума – “заблуждение”, или невежество, элемент восприятия, определяемый как затуманенность ума, который ведет к неверному восприятию, замешательству и путанице. Заблуждение мешает нам ясно видеть. Это основополагающая причина страдания – простая неспособность видеть мир без всяких предубеждений. С точки зрения западной психологии можно сказать, что это защищенное восприятие, противоположное восприятию, которому не нужно ничего от себя прятать, нечего бояться.Второй патологический фактор – привязанность, немного архаичный термин. Я думаю, что может лучше подходить термин “пристрастие”, потому что он имеет оттенок эгоистичного стремления удовлетворить желание, преувеличивающего привлекательность желаемого. Именно желание искажает. Оно придает стремлению качество зависимости. В этой модели привязанность эгоистична, а любовь нет. Третий – злость, враждебность или “недоброжелательность”, сильное отвращение, которое тоже искажает реальность, но в противоположном от пристрастия направлении. Оно сбивает с толку, вводит в заблуждение и выводит из равновесия ум.Четвертый – собственная важность, или “тщеславие”, преувеличенное или высокомерное представление о себе, из-за которого мы, цитируя один источник, “завидуем вышестоящим, соревнуемся с равными и высокомерны к нижестоящим””. Голмен упомянул “качество привязанности”, и вот несколько идей на эту тему.

3. О пристрастии (зависимости):

а) Я взял эти идеи из книги Питера Сенжа “Пятая дисциплина”: с системной точки зрения, пристрастие – это шаблон использования кратковременных решений (например, курения или выпивки) для облегчения поверхностной проблемы (например, напряжения, скуки, тревоги), в то время как долгосрочная, более глубокая проблема – например, бедность, безысходность, низкая самооценка, страх, и кстати, повреждение легких, повреждение печени и ухудшение отношений с другими – сохраняется и с ней не работают прямо. В ближайшей перспективе, мы чувствуем себя немного лучше. В долгосрочной перспективе, болезнь и крах.б) В общем шаблоне пристрастия идет такая динамика: (1) Основная проблема существует и ее активно игнорируют (“защищенное восприятие”), тогда (2) исходная ситуация все усугубляется, требуя (3) все большего использования кратковременных решений, которые (4) позволяют игнорировать основную проблему, которая усугубляется … и так далее и так далее. Пример: я пью, чтобы забыть о том, что моя жизнь разваливается. Когда я пью, я ничего не делаю для того, чтобы улучшить свою жизнь. Так что ситуация ухудшается. Когда приходится признать факты о происходящем, меня это еще больше ошеломляет, и поэтому пью, чтобы забыть … и так далее и так далее. Здесь происходит так называемый цикл закрепления или цикл позитивной обратной связи.в) Я думаю, вы согласитесь с тем, что самый общий класс переживаний, которые активно игнорируются, — это те переживания, в которые входят ощущения боли, чувства страха, ярости, безысходности, беспомощности, или если обобщить, то, что Будда назвал страданием или, в другом переводе, мукой. Так что вы видите, что ум, в котором преобладает отрицание страдания, очень подвержен пристрастиям. Конечно, это первая благородная истина, признание, осознание и понимание страдания. Стивен Бэтчелор в своей книге “Буддизм без убеждений” пишет об этом с такой прекрасной ясностью и лаконичностью, которой я не встречал ни в одной другой книге. (Наверное, он настолько ясно высказывает свои мысли не только потому, что он очень опытный медитирующий, изучающий и преподающий буддизм. Он к тому же шотландец). 4. Почему мы сосредоточиваемся на опытеа) Психотерапия (и по-видимому, эмоциональная поддержка) действует тогда, когда человек сосредоточивается на переживании. Исследование Юджина Джендлина из Чикагского университета показало: эксперты, слушая магнитофонную запись первых 45 минут первого сеанса терапии, могут определить, получит ли это человек пользу от долгосрочной психотерапии. Важнейший фактор, предсказывающий успех в психотерапии: может ли человек отслеживать сове переживание и говорить о нем. Если да, терапия будет эффективной.б) Почему именно это фактор настолько важен? Потому что переживание – это реальное выражение организующих убеждений. Я убежден в этом. Нужно быть в контакте с переживаниями, чтобы измениться (чтобы изменить свою организацию переживаний).в) Каждый может научиться сосредоточиваться на переживании. Это довольно легко, когда вы перестаете делать все остальное. Это естественный результат того, что успокоился, отложил в сторону свои планы и просто существуешь.г) Переживание всегда доступно в настоящий момент. Так что мы можем спрашивать людей о том, что происходит с ними прямо сейчас. Если они говорят нам о чем-то, что произошло два года назад, то рассказывание – это тоже переживание, и причем скорее всего это самая важная часть рассказа. Почему этот человек рассказывает эту историю именно сейчас? Это приведет к тому, что человеку нужно и хочется именно сейчас. И когда он будет знать это, ему будет гораздо легче достичь желаемого. д) Обмен текущими переживаниями – это основа близких отношений. Работа с переживанием помогает людям научиться поддерживать близкие отношения, и получить все преимущества и удовольствия способности к близким отношениям.

Яндекс.Метрика