Введение в психологию эксперимента

Введениев психологию эксперимента открыло новый период в истории психологической науки. Первые психологические экспериментальные исследования развертывались на основании ассоциативной доктрины. Однако ассоциативная психология, вступая на новый путь и делая важный шаг к сближению с естествознанием, ни в какой мере не хотела поступаться своими теоретическими принципами: интроспективной концепцией сознания, учением о внутреннем опыте и субъективным психологическим методом. Она сохраняла свое понятие о структуре сознания и об ассоциативных законах, определяющих течение психических явлений. По-прежнему заявляя об отказе от «метафизики», под которой подразумевались философские про¬блемы науки, психология и в новых условиях исходила из идеа¬листической трактовки природы психического. По-прежнему сво-ей задачей она считала описание и классификацию психических фактов, а критерием их — все, что дано сознанию.Сближение с физиологией осуществлялось на основе теории психофизического, вернее, психофизиологического параллелиз¬ма. Психологический эксперимент строился на сочетании объек¬тивных физиологических методов, заимствованных в первую очередь у физиологии органов чувств, с интроспективным мето¬дом. Объективные средства исследования применялись, как то утверждали адепты экспериментальной психологии, для того, чтобы создать лучшие условия для интроспекции и для точной регистрации полученных таким путем результатов. Однако для высших психических процессов, в числе которых было мышление, эта связь психических и физиологических процессов отрицалась и они оставались за пределами экспериментального исследова¬ния. Такое разграничение послужило основанием для разделения эмпирической психологии на две дисциплины: физиологическую психологию и автономную — учение о психических процессах без отношения к физиологическим .Ассоциативной психологии экспериментальные исследования не только не помогли преодолеть трудности, с которыми она столкнулась, но и усугубили их. Решение вопросов мышления в этот период ясно обнаруживает те внутренние противоречия, ко¬торые оказываются губительными для ассоциативной психологии. В новых условиях происходит отрыв ощущений от мышления, что наносит удар самой теоретической основе ассоциационизма — единому ассоциативному принципу построения всех психических образований из простейших состояний сознания. Углубляя этот разрыв, Вундт предложил и особый метод для изучения мышления — изучать его по продуктам человеческой культуры, что фак¬тически подменяло изучение психологии мышления историей культуры. Оставляя главенство ассоциативного принципа для низших форм психической деятельности, Вундт утверждает но¬вый принцип деятельности для высших форм психической жизни. Он развивает учение об апперцепции как синтетическом процес¬се более высокого порядка, чем ассоциативные. В апперцепции он усматривает конечный детерминирующий фактор мыслитель¬ной деятельности, считая, что в потоке явлений сознания их ассо¬циации направляются апперцептивными процессами.

Яндекс.Метрика