Вербализм
Еслипри интеллектуализме можно ограничиться «косметическим» под¬ходом к компенсации имеющихся проблем, то вербализм требует гораздо более серьезного коррекционного вмешательства. Этот психологический синдром представляет собой один из вариантов педагогической запущенно¬сти (хотя он развивается у тех детей, которым, казалось бы, уделялось очень много внимания; к сожалению, внимание это уделялось не в тех формах, которые необходимы для полноценного развития ребенка).
Общая рекомендация такова: начинать коррекционныс занятия с ребен¬ком надо с того места в его развитии, где полезные «детские» занятия прекра¬тили развиваться и начали выхолащиваться в пустые словесные формы. При¬ходится заполнять те «пустоты» в детском развитии, которые успели нако¬питься за долгое время. Однако средства коррекционного обучения должны быть несколько более «взрослыми», чем при работе с дошкольниками: все-таки ребенок эти годы не стоял на месте. Даже при самом неправильном воспитании он рос, взрослел, развивался, хотя и однобоко.
Компенсация дошкольных пробелов и отставаний у младших школьни¬ков сильно осложняется тем, что они все время не успевают за школьной программой. У ребенка, вынужденного усиленно заниматься школьными делами, просто не остается времени на систематические дошкольные заня¬тия. И родителям предстоит самим сделать тяжкий выбор; работать «на шко¬лу» или «на ребенка». Разумеется, психолог осторожно советует не дублиро-вать в доме школу, жить с ребенком дома домашней жизнью, в которую дошкольные, полезные ребенку виды деятельности включаются куда более ес¬тественно, чем почти непосильные ребенку школьные занятия.Занимаясь с «вербалистом», приходится все время придерживать рече¬вой поток и стимулировать продуктивную деятельность: «Ты мне потом рас¬скажешь, как будут жить зверюшки. А сначала давай их слепим». Но после того, как дело сделано, с ребенком, конечно же, надо побеседовать, ибо это для «вербалиста» — главное удовольствие.