Радоваться успехам, но не захваливать
Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют судовольствием. Так же и творчество — это всегда интерес, увлечение и дажестрасть. Вот этот интерес к развивающим играм, к интеллектуальномунапряжению, какого они обязательно требуют, и надо развить у детей. Именноразвить, так как сам он ниоткуда не появляется, и если иногда говорят: «Онсам интересуется», то только потому, что не знают, откуда интерес появился,кто принес его «семя» и удобрил почву для роста. Кроме того, здесь действуетодна закономерность: чем больше развито какое-то качество — тем сильнеежаждет оно проявления. Посмотрите на сильного, тренированного гимнаста, наего движения, походку, жесты. Особенно, если у него дня 2 — 3 не былотренировки. Мышцы его играют, каждое движение доставляет ему видимоеудовольствие, тело просто просит движения. Оно тоскует без него. Он ощущаеттот самый избыток сил, который ищет выхода, — как в старых сказках убогатырей, «силушка по жилушкам поигрывает». Да что там богатыри! Зайдите вшколу перед концом урока и понаблюдайте, как почти вместе со звонкомвырываются из класса школьники, истомившиеся на уроке без движения. Какпросит их молодое тело движения после противоестественного в этом возрастенеподвижного сидения за партой и каких усилии стоит учителям и дежурнымудерживать в границах школьного приличия этот поток жаждущих мышечной работымолодых тел. Так просит деятельности и творческий ум, и тем ощутимее, чем онразвитее, чем он сильнее. Поэтому очень важно дать ему окрепнуть и познатьрадость успеха, радость преодоления трудности — и как можно раньше. Как же это сделать? Обычно говорят: «Обстановка действует», нообстановку осознанно или чаще неосознанно создают сами люди, в первуюочередь взрослые и старшие, окружающие малыша. Вот картинка из старой книги, описывающая один из обычаев в Тверскойгубернии: «Когда ребенок первый раз станет на свои слабые ножки, то все,стар и млад, с особенным удовольствием кричат: «Дыбок, дыбок! Который Кузькегодок!» Ребенок смеется, старается передвинуть ножки, а если, потерявравновесие шлепнется, то старается не плакать, а снова стать на ножки». Любе год и 2 месяца. Она сидит с кубиками и пытается поставить кубик накубик, как это делал несколько минут назад ее 3-летний братишка, построившийиз кубиков целую башню. Но это у нее никак не получается: она и придавливаеткубик к кубику, и двумя ручонками берется за верхний кубик, но как толькоотпустит ручки, верхний кубик опять сваливается. Мама проходит мимо Любы иостанавливается, пораженная тем упорством, с каким малышка повторяет иповторяет свои попытки. И вдруг кубик, наконец, не падает. Люба удивленно исерьезно переводит глаза с кубиков на маму. А мама не выдерживает — веселосмеется: — Поставила Люба кубик на кубик? Поставила! Умница! Вот теперь только, глядя на смеющуюся маму, улыбнулась и Люба. Мамарассказала всем о Любином успехе, и на другой день старшие сестры ужеспециально принесли Любе кубики и попросили построить «башню». И Любеудалось на этот раз поставить даже три кубика на один! Все ребятишки скакалии хлопали в ладоши, а глядя на них, улыбалась Люба и тоже пробовала хлопатьсвоими крошечными ручонками. А потом стала строить еще и еще, увлекаясь всебольше. Итак, первое условие успеха — улыбка, радость, похвала, искренняязаинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил. При этом,конечно, нельзя забывать, что перехваливание — похвала не по заслугам —может и навредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметьпоказать ребенку как бы резерв его возможностей, что можно еще лучше. — Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия криваяполучилась. Если все линии будут прямыми, то будет еще лучше! Попробуй-ка! Это возбуждает у малыша желание сделать как можно лучше, стремление кпостоянному совершенствованию — очень важное условие творческойдеятельности в любой области. В этом отношении развивающие игры облегчаютзадачу: они сами создают такую перспективу развития своимизаданиями-ступеньками. Но они же требуют от взрослого не только похвалывообще, а конкретной оценки действий ребенка: — Ты сегодня быстро сложил узор — быстрее, чем вчера. — Умница, Юленька, как аккуратно начертила квадрат, нигде карандаш несошел с линеек (на тетради в клетку). — Смотрите, как точно нарисовал Ваня круг. Ни одного хвостика, и нетдвойных линий. К оценке важно привлекать и самого ребенка: — Что, по-твоему, сегодня у тебя особенно удалось? — А что еще не совсем получилось? Все это поддерживает интерес ребенка к игре, к движению вперед, ксовершенствованию.