Пещерные рисунки
Первыми способами применения визуальных средств для фиксации элементов труда были, несомненно, изображения животных — объектов охоты — на стенах пещер в эпоху ка¬менного века. Множество таких пещерных рисунков найдено в Испании, Франции, а также в виде наскальной живописи на территории СССР . На этих рисунках контурно изображались звери, носо-роги, медведи, мамонты, кони, би¬зоны и др., проколотые стрелами, копьями.
Из раненых живот-ных льется кровь, вываливается чрево. Встречаются изобра¬жения охотничьих сооружений, зара-нее заготовленных для битвы: засеки из деревьев или «загоны» для копытных; лов¬чие ямы в виде шалаша, в которую угодил мамонт; завалы из огромных деревьев, прикрывавшие несколько ма-монтов; к ситуациям загона в ряде случаев, вероятно, относились схе¬матические фигурки людей сбоку от животных. Есть изображения охотников в звериных масках на голове, но явно с че-ловеческими ногами, которые подкрадываются к диким жи¬вотным, например, в пещере «Три бра-та»-такое изображение охотника, подкрадывающегося к бизонам .Помимо больших наскальных изображений археологи на¬ходят в значительном количестве контурные изображения зверей на гальке. Возможно, эти маленькие рисунки на галь¬ке выполняли роль амулетов, «помогающих» в успешной охоте .Содержание настенных изображений имело несомненное отношение к передаче опыта ус-пешной охоты потомкам; сам способ передачи опыта, освоения приемов охоты для лучшей их за-поминаемости и значительности был облечен в ритуал особых действий, танцев, звуков в пещере при особом осве¬щении.
Интересно, что следы от брошенных копий, стрел на пе¬щерных настенных рисунках под-чиняются закону «Стрельби¬щенского рассеивания» . Фактами, поддерживаю¬щими версию о прагматическом применении рисунков жи¬вотных в пещерах, могут служить найденные в пещерах Се¬верных Пиреней тех же эпох остатки чучела медведя со сле¬дами ударов копья, а также глиняные скульптуры двух бизо¬нов в палеолитической пещере «Тюд д\’Одубер» . Вокруг бизонов на мягком грунте сохранились отпечатки ног подростков 10-12 лет. А. Ф. Анисимов связал эти фигуры с обрядом посвящения юношей в охотники .
Не оспаривая оценок историков, связывающих такого рода пещерные рисунки с зарождением религиозного отношения к миру, для наших целей важно подчеркнуть, что возможные магические обрядовые действия с рисунками помимо приоб¬щения молодежи к племенным мифам имели все же несом¬ненное практическое значение — функцию тренировки и про¬верки навыков охотничьего дела. Кроме того, как тонко отме¬чает Б. А. Рыбаков , ритуал стрельбы по рисункам зве¬рей в пещерах мог преследовать еще одну цель — создание нужной степени уверенности в своих силах, в предполагаемом успехе. Было замечено, вероятно, что большая уверенность действительно помогает в успехе охоты, в битве. Ведь каждая охота — борьба не на жизнь, а на смерть с дикими бизона¬ми, табунами диких коней, медведями.