Проблемы религий.

1.Вероисповеданиеи социальное расслоение.

Явление: преобладание протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей, высшего персонала предприятий. Этот факт частично объясняется историческими причинами: выполнение этих экономических функций связано либо с обладанием капиталом, либо с получением дорогостоящего образования, а в 16-м веке богатые области приняли протестанство.

В чем причина? Католическая церковь была недостаточно дисциплинирующей, поэтому требовала реформации в сторону протестантизма.

Кроме того: статистические данные подтверждают, что католики получают более гуманитарное образование.

Вывод: своеобразный склад психики, привитый воспитанием (в частности религией), определяет выбор профессии и дальнейшее направление деятельности.

Кроме того: так как протестанты относительно католиков в меньшинстве, они отказываются от политической жизни и направляют усилия в предпринимательство.

Причина различного поведения: не в историческом положении, а в устойчивом своеобразии вероисповедания.

Схема: католицизм более «аскотичен», «оторван» от земного. Но! Кальвинисты (прот-м) так же отчуждены, как и католики, следовательно схема малоприемлема.

Но! Старопротестанские учения не проповедуют «радости жизни», которую критикуют католики, тем не менее предпринимают те же способности. Нужно проникнуть в суть своеобразия исповедания.

2. «Дух» капитализма.

Если вообще существует «дух» капитализма, то он применим только к историческому индивидууму (комплексу связей, существующих в исторической деятельности, которые мы в () объединяем в одно целое с точки зрения их культурного значения). При исследовании воспользуемся документом «духа капитализма» (не связан с религией).

« Время – деньги, не зарабатываешь — значит, теряешь деньги» , «Кредит — деньги, та как дает процент», «Деньги порождают деньги» и т.д. – Бенджамин Франклин.

Идеал этой «философии скупости» — кредитоспособный порядочный человек, долг которого преумножать свой капитал. Здесь излагается своеобразная этика, это будет выражение этого этоса.

Все нравственные правила Франклина имеют утилитарное обоснование: честность полезна, так как приносит кредит. Но! Переизбыток этих качеств совсем не нужен, это уже противоречит этике.

Высшее благо этой этики – в отказе от наслаждения даруемого деньгами, их накопление – самоцель. Приобретение денег – это выражение деловитости человека, следующего своему призванию. Капиталистический дух утвердился тяжелой борьбы с враждебными ему силами.

Алчность в деньгах была и до капитализма, но была алчностью, так как капитал не использовался рационально: не внедрялся в производство.

Первым противником «духа капитализма» был традиционализм. Пример: для повышения производства труда используется сдельная оплата. Но в некоторых случаях производительность труда понижается, т.е. человек согласен получать чуть больше, а работать меньше. Его прежний заработок удовлетворял его традиционные потребности.

Форма и дух могут существовать отдельно. Франклин имел «дух», а его типография была носителем «духа»: 1) предприниматели с капиталом, 2) средние слои ремесленников. Проникновение этого духа осуществлялось не авантюристами, а людьми сдержанными, осмотрительными, упорными и т.д. Можно предположить, что адекватной подобному образу жизни должно быть некое либеральное просветительство. Но! Это верно для нашего времени. Люди «духа» теперь безразличны или негативны к церкви.

Мотивы поведения: дело стало условным существованием. Блага и роскошь также хороши, но не являются главным. Его образу жизни свойственна определенная аскетическая направленность.

В наше время «дух» можно было рассматривать как результат приспособления. Капитализм отбросил мировоззренческую опору. В капиталицизме «нажива» считалась постыдной. Даже сами предприниматели зачастую каялись в своих грехах (за свое дело).

Как же «нажива» стала «призванием»? Это связано с развитием «экономического рационизма» — повышение производительности труда, связанное с научным расчленением производственного процесса. Это было одной из главных целей капитализма. Возможно: протестантизм сыграл роль рационалистического мировоззрения. Но! Общая история рационализма не является суммой прарллельных прогрессирующих рационализаций сторон жизни. Но: «дух» иррационален!!! Нас интересует именно происхождение иррациональных элементов данного «призвания».

3. Концепция призвания у Лютера.

Задача исследования: если мы проследим историческую эволюцию слов «призвание», то оно отсутствует почти у всех католических народов (как четко ограниченная сфера деятельности). Слово впервые оказывается в лютеровском переводе Библии. Это новая идея, созданная реформацией.

Догмат: стать угодным Богу можно только через выполнение мирских обязанностей. С развитием творчества Лютера все большее значение приобретает «призвание». С т.зр. Лютера «монашеский образ жизни» — не Богоугодие. Все дозволенные профессии перед Богом равны.

Но! Понятие пропризвания сохранило у Лютера свой традиционалистский характер, так как призвание есть то, что человек должен принять как веление Господа, с которым он должен мириться.

Прежде всего надо установить, есть ли «избирательное сродство» между известными формами религии и профэтикой.

Яндекс.Метрика