Происхождение тантризма

Нарядус общеизвестными обрядами религии и умозрительными построениями теологии в Индии с незапамятных времен существовала система эзотерических упражнений Йоги, тантрическая Йогасадхана, которую можно назвать своеобразной подпочвой многих позднее развившихся религиозных течений. Эта практика, одухотворенная теологическими спекуляциями индуистов и буддистов, породила соответственно различные варианты индуистского (шиваитский, шактийский) и буддистского тантризма.

Однако тантризм не является, как было принято до недавнего времени считать, порождением буддизма или индуизма. Хотя его позднейшие (начиная с конца прошлой эры, в особенности средневековые) интерпретации носят хитроумный и весьма утонченный характер, первоначальный тантризм был прост и даже примитивен, являясь учением, совершенно независимым от каких-либо сложных метафизических построений.

* * *Одни природные условия способствовали тому, что мужчины, занимавшиеся охотой, «изобрели» скотоводчество, которое стало основой существования их общества. Другие природные условия способствовали тому, что пока мужчины занимались охотой, женщины «изобрели» земледелие, которое и стало для их общества основным источником существования. На ранних стадиях развития земледелия, процесса трудного, медленного и имеющего неопределенные виды на успех, требовавшего терпения, предусмотрительности и веры, мы сталкиваемся с особым ростом магических верований и обрядов.

«Магия основывается на том принципе, что создавая иллюзию управления действительностью, мы можем действительно управлять ею. Как могла быть вызвана такая иллюзия? Путем соответствующего акта воображения. Очевидно он не мог оказать ни малейшего влияния на действительный ход событий в природе. Но он мог оказать, и в самом деле оказывал, значительное влияние на самих людей», наделяя их необходимыми психологическими чертами: верой, терпением и т.д.

Из того, что земледелие было изобретением женщин, логически следует, что и земледельческая магия при своем возникновении должна была целиком входить в сферу деятельности женщин.

Сущность магических верований и обрядов этого периода, позже оформившихся в различные тантрические учения, заключалась в том, что воспроизводительная деятельность природы считалась находящейся в прямой связи с воспроизводительными функциями человека, точнее говоря, женщины.

Люди, занимавшиеся земледелием в древности, не знали, как в действительности происходит рост растений. Весь процесс, проистекающий от посева жатвы, был для них в высшей степени таинственным. Первобытное мышление искало объяснения успешного проведения женщинами земледельческих работ в тех магических силах, которыми они якобы были наделены и которые, как полагали, заключались в сущности их пола, принадлежали женской природе в той же степени, как, например, способность к деторождению. Считалось, что всеми этими качествами, выгодно отличающими их от мужчин, женщины обладают благодаря присутствию в них особого, скажем современным языком, энергетического начала, отсутствующего (или спящего) в мужском теле. Предполагаемый сверхъестественный источник магических сил был связан самым тесным образом с жизненными отправлениями женщин. Магические же способности, которыми он наделял их, составляли, согласно бытовавших в те времена представлениям, такую же естественную часть женской физиологии, как и воспроизводительные функции.

Эти верования основываются не только на неразвитых представлениях о сельскохозяйственном производстве, в которых долгое время отсутствовала причинная связь между половым актом и зачатием [6]. Для первобытного мышления естественное плодородие и человеческая способность к размножению – это таинственные явления одного и того же порядка, находящиеся в неразрывной связи: с одной стороны, плодородие земли считается находящимся в магической зависимости от воспроизводительных функций женского тела; с другой, – сами эти функции подобным же образом рассматриваются как зависящие от плодородия земли. Такие представления о взаимообусловленности процессов в природе и человеческом теле и являются тем зерном, из которого впоследствии выросло огромное дерево теории и практики позднего тантризма.

* * *ПРИМЕЧАНИЕ: Сегодня, в связи с развитием «биопольных» представлений, трудно разделять вульгарно-материалистическую предубежденность Чаттопадхьяи относительно действенности магии как таковой, а не только ее «самовнушенческого» элемента, игравшего в первобытных земледельческих обрядах, несомненно, ведущую роль.

Не исключено, что эффективность примитивной земледельческой магии имеет более сложную природу. Ведь то, что семена, обработанные, как теперь говорят, «биополем» человека, прорастают скорее и дружнее, служит одним из наиболее наглядных хрестоматийных опытов по демонстрации эффекта воздействия этого «поля». А ярко выраженная сексуальная окраска обрядов земледельческой магии не может не стимулировать непроизвольный биоэнергетический выход и на «полевом» (бесконтактном) уровне у своих участников, не говоря уже о произвольном воздействии.

Кстати, для работы с «биополем» необходима способность к углубленному переживанию своего тела, переходящему в переживание его «полевой составляющей», так называемого «силового каркаса». Развитие этой способности дает возможность переживать «силовой каркас» другого объекта, а также производить воздействие на этот «каркас», и через него – на сам объект, к примеру, изменять течение его физиологических процессов. То, что естественной способностью в повышенной степени переживать свое тело обладают женщины, служит еще одним доводом в пользу идеи об «изобретении» магии женщинами. Мужчины, как правило, совсем не умеют чувствовать свое тело, их сознание постоянно поглощено какой-то внутренней или внешней целенаправленной деятельностью.

Впрочем, наверное именно благодаря этой целенаправленности и способности всецело отдаваться какому-то конкретному ограниченному роду деятельности, с магией произошла та же история, что и с другими видами традиционно женской активности. Известно, ведь, что лучшими поварами, портными и педагогами являются, как правило мужчины, несмотря на то, что большинство представителей сильного пола чувствуют себя в этих областях совершенно беспомощными. Благодаря тому, что мужчины не имели тех элементарных «магических» способностей, которые были даны женщинам естественно, именно ими, в основном, велись и ведутся поиски силы, скрытой в человеческом теле, поиски, которые собственно, и создали теорию и практику тантризма.

Яндекс.Метрика