Природа эротических чувств
Гдепричина эротической любви? В очеловеченном половом инстинкте.Так думают довольно часто. Но любовь удовлетворяет не одну, а две, со¬вершенно независимые друг от друга потребности: потребность снятия сек¬суального напряжения и потребность психической связи с другим человеком. Обе зависимы от интеллекта, культуры, социальных условий, взаимосвязанных между собой, но не являются причиной друг друга. Наиболее убедительной нам кажет¬ся гипотеза, по которой феномен любви объясняется природой человека как пар¬ного существа.Об этом размышляли многие философы. «Один человек еще не человек, — пи¬сал Фейербах, — только в паре он обретает гармоничную целостность». Истин¬ная сущность любви состоит в том, — читаем у Гегеля, — чтобы отказаться от самого себя, забыть себя в другом Я и, однако, в этом же исчезновении и заб¬вении впервые обрести самого себя, забыть и обладать самим собой. /Гегель. Соч.,Т.N13, 1940, стр.108/ Подобным образом рассуждает Эрих Фромм: «Любовь позволяет быть собой и сохранить свою целостность. Любовь является парадок¬сом, в котором два существа становятся одним и, однако, остаются двумя».Для объяснения этого не очень-то понятного явления древними греками ис¬пользовался миф об андрогинах, который рассказывает Аристофан Сократу в диа¬логе Платона «Пир».Миф о том, что когда-то люди имели двойное тело — две па¬ры рук и ног, два лица. И только рассерженный Зевс рассек их пополам. Поэто¬му каждый человек сейчас является половинкой, постоянно жаждущей восстанов¬ления своего прежнего полного Я.Похоже звучат строки Ю.Рюрикова: «Это физическое ощущение своей слитнос¬ти с другим человеком — ощущение совершенно фантастическое. Мы знаем, что в обычном состоянии человек не может ощущать чувства другого человека, пережи¬вать их, и только в апогее сильной любви есть какой-то странный психологи¬ческий мираж, когда разные Я как бы исчезают, сливаются друг в друга, и лю¬ди делаются психологическими андрогинами… это чуть ли не буквальное «пере¬селение душ» — как будто часть твоей «души» перебралась в тело другого чело¬века, слилась с его нервами, и теперь ты чувствуешь его чувства точно так же, как свои… почему это бывает только у любящих, только у близких людей,- неясно, психологам и физиологам еще предстоит разрешит эту загадку». /Ю.Рюриков. «Три влечения». М., 1968, стр.157-158/Если эротическая любовь является последствием психической структуры че¬ловека, то о ней можно говорить не только на языке искусства, но и на точ¬ном языке науки. Убежденность, что люди вступают в брак не только для того, чтобы иметь детей и сексуальную жизнь, что одинокая жизнь, как и психичес¬кое одиночество в браке, ненормальные явления, заставляют смотреть на брак более серьезно.