Суициденты

Нередко суициденты заставляют играть неосторожных терапевтов в русскую рулетку и ставят их в тупик своим амбивалентным отношением к жизни и смерти. Ожидание собственного всемогущества и уязвимость от контрпереноса подталкивают некоторых терапевтов к участию в неоднократных операций по спасению, которые в итоге способствуют совершению самоубийства, поскольку со временем суицидальная активность пациентов усиливается. Попытки лечения с приложением нарастающих усилий в отношении контроля за поведением пациента оказываются недостаточными и в случае их неразумного осуществления могут даже повышать риск самоубийства.

Лечение суицидентов бывает успешным, если психотерапевт не сводит его только к контролю и регулированию их поведения, а старается осмыслить, каким образом пациент использует предполагаемую смерть как часть своих механизмов адаптации; и, кроме того, если ему удается избежать специфических ловушек контрпереноса.

Читая статьи о лечении лиц с суицидальными тенденциями, вышедшие за последние тридцать лет, невольно обращаешь внимание на очень частое использование слова «наблюдение» (management) как синонима терапии. Обычно эти статьи представляют собой руководства, содержащие советы, как терапевту перехитрить потенциального самоубийцу. Например, они содержат такие практические рекомендации: «Постарайтесь добиться, чтобы из дома суицидента убрали все потенциально ядовитые медикаменты и огнестрельное оружие»; «Внимательно контролируйте прописывание рецептов на сильнодействующие лекарства»; «Рекомендуйте семье проявлять бдительность» и т.д..

Подобные предосторожности и предупреждения кажутся целесообразными, но на практике отражают такие установки и подходы в отношении лиц с суицидальными тенденциями, которые нередко ведут к неэффективности терапии. Многие суициденты преимущественно сосредоточены на попытках контроля ситуации и ее использования на свой лад, поэтому терапия может превратиться в состязание с пациентом, обычно сводящееся к изъятию у него таблеток, если он настаивает на их употреблении, после чего терапевт уверяет себя, что принял все возможные предосторожности. Эти предосторожности и попытки контроля могут усилить один из наиболее опасных аспектов проявления суицидальной личности, а именно укрепить склонность к возложению на других ответственности за свою жизнь.

В большинстве статей подходы к самой терапии обычно основаны на сходных попытках манипулирования. В одной широко рекомендованной статье терапевту предлагается поддерживать в пациенте веру, что его нынешнее настроение пройдет; укреплять ее историями о других, выздоровевших людях, которые чувствовали себя сходным образом; говорить, что реальное суицидальное поведение станет помехой терапии; отмечать, что лечение не поможет мертвому; и, наконец, напомнить пациенту о его чувствах к супруге, детям или домашним животным .

Поощрение пациента к жизни ради психотерапии, терапевта или семьи только укрепляет чувства, которые он и без того испытывает, а именно, что он живет исключительно ради других. Эти чувства скорее подталкивают человека к самоубийству, чем предотвращают его.

Categories: Депрессия Tags: Метки:
Яндекс.Метрика