Творческого процесс
Всовременной литературе по эвристике тезис о важной, более того, доминирующей роли бессознательного (подсознательного) в творческой деятельности стал, по существу, тривиальным. И это отнюдь не дань фрейдовской теории «вытесненного бессознательного», а следствие все возрастающего интереса исследователей к серьезным научным разработкам проблемы в до- и постпсихоаналитический период, дающим основание рассматривать феномен бессознательного в качестве «источника творческого процесса» . Анализируя структуру творческого мышления, исследователи неизменно выделяют тот его этап (уровень)2, обычно именуемый «пассивным», или периодом «отдыха», который наступает вслед за длительным (как правило, безуспешным) этапом решения задачи обычными методами логического анализа. Именно в этот момент, как полагают, происходит активизация тех форм психики, которые нельзя отнести к деятельности сознания в строгом смысле этого слова. Один из основоположников теории творчества, А. Пуанкаре назвал это «ненормальной мозговой деятельностью», при которой исследователь как бы раздваивается на два «Я»: «Я» – сознательное» и «Я» – бессознательное» (сублимальное), связанное прежде всего с «тонкой интуицией».
Сознание, по его мнению, требует дисциплины, строгости и четкой методики. Бессознательное же, напротив, избавлено от столь жестких ограничений и связано со свободой и творческим поиском. Данная точка зрения получила в дальнейшем весьма широкое распространение. Бессознательное характеризуют как «скрытый процесс, возможности которого значительно превосходят механизмы осознаваемой интеллектуальной деятельности. Эти скрытые механизмы, согласно многочисленным данным, связаны с творческими процессами, с актами мгновенного «озарения», «прозрения», такими, как интуиция, явление инсайта и др.»
Любопытно и вместе с тем знаменательно то, что оба эти высказывания, разделенные временным интервалом в три четверти века и колоссальным сдвигом в плане развития науки, не имеют по существу дистанции позитивной, смысловой. Факт устойчивости концепции вполне очевиден. Многие специалисты в области эвристики, признающие реальность бессознательных форм психического отражения, независимо от их собственной философской и психологической ориентации объединены стремлением подчеркнуть примат бессознательного над сознанием в сфере творческой деятельности. Эта тенденция становится теоретической основой построения различных структурно-функциональных моделей творческого мышления и разработки методов его стимуляции. Один из них – метод психоинтеллектуальной генерации, предложенный учеными Института кибернетики АН Грузинской ССР, основан как раз на «перекачке» информации из сферы бессознательного в сферу сознания.