Невротический страх

Врамках третьей (структурной) теории психического аппарата главная роль в возникновении психических на¬рушений и расстройств отводится нарушениям функций Я. Сложная задача сохранения равновесия между проти¬воречивыми требованиями Оно, Сверх-Я и внешнего ми¬ра приводит к выработке специфических механизмов, среди которых центральное место занимает страх, а так¬же различные способы зашиты от него. Именно в Я раз¬вивается способность реагировать страхом не только на ситуацию реальной опасности, но и на угрожающие об¬стоятельства, при которых травмы можно избежать.

Специфической формой страха является ощущение беспомощности, связанное с неконтролируемым ростом силы бессознательных желаний. В отличие от страха пе¬ред реальностью (термин, обозначающий переживание ре¬альной опасности, внешней угрозы), данный страх часто переживается как чувство тревоги, не имеющей конкрет¬ного объекта, а связанной с Я целиком:

\’\’Если человек не научился в достаточной мере управлять¬ся с инстинктивными побуждениями, или инстинктивный импульс не ограничен ситуативными обстоятельствами, или же вследствие невротического нарушения развития вообще не может быть отреагирован, то тогда накопившаяся энергия этого стремления может одолеть человека. Это ощущение превосходства импульса, перед которым человек чувствует себя беспомощным, создает почву для появления страха. Ин-стинктивные побуждения могут угрожать по-разному. На¬пример, страх может быть связан с тем, что влечение стре¬мится к безграничному удовлетворению и тем самым создает проблемы.

Но и сам факт, что человек может утратить кон¬троль над собой, вызывает очень неприятное ощущение, бес¬помощность, а в более тяжелых случаях — страх» .Такой вид невротического страха довольно часто встре¬чается в сновидениях, он может сопровождать анализ вы¬тесненного и вызывать сильное сопротивление осознанию влечений.

В своей работе «Зловещее» Фрейд отно¬сит к числу наиболее пугающих, жутких переживаний возвращение вытесненного, указывая, что символическим аналогом того, что должно было оставаться скрытым, но внезапно проявилось, являются кошмары, связанные с ожившими мертвецами, привидениями, духами и т.п. Ос¬новоположник психоанализа полагал, что «жуткое пере¬живание имеет место, когда вытесненный инфантильный комплекс вновь оживляется неким впечатлением, или ес¬ли снова подтверждаются преодоленные ранее примитив-ные представления».

Совсем иначе выглядят и переживаются страхи, ирра-циональные, так сказать, по форме, а не по существу. Это страх перед вполне конкретными объектами или ситуаци¬ями, которые могут представлять реальную опасность (злые собаки, змеи, высокие скалы и пропасти), но в большинстве случаев сравнительно безобидны (жабы, па¬уки, старухи-цыганки и т.п.).

Одна из моих клиенток как-то пожаловалась на силь¬ный страх перед змеями. Судя по рассказу, это была на¬стоящая фобия — при виде похожих объектов или даже просто в разговоре о том, что они попадаются в самых неожиданных местах (на даче, за городом) девушка начи¬нала кричать, а случайная встреча с безобидным ужом за¬кончилась ужасающей истерикой. В беседе о причинах возникновения этого страха прояснилось большое ассо¬циативное поле, связанное с ним. Для клиентки змея символизировала только негативные моменты, а общая культурная семантика, связанная с вечной молодостью, мудростью, целительными свойствами и другими пози¬тивными характеристиками, отсутствовала напрочь.

Categories: Страх Tags: Метки: ,
Яндекс.Метрика