Духовное сообщество

Мы выросли в ситуации, в которой духовные традиции практическиотсутствуют. Знания о духовных традициях пришли к нам в основном из книг, но и они стали доступны недавно. Только некоторые из нас имеливозможность встретиться и общаться с живыми носителями традиции, поэтому и возник большой перекос в понимании того, что есть духовное сообществои что есть сами духовные традиции.

Первый критерий, который мы можем ввести для того, чтобы рас-сматривать любой вариант совокупности данных под названием «духовнаятрадиция», — это сравнение предлагаемых моделей жизни по уровню сложности. Если модель, которая предлагается в качестве духовной жизни,проще, структурно примитивнее, чем жизнь, которой мы все живем, то эту модель сразу можно отнести в разряд «убежища». Использование знаний духовной традиции или специально заново организованной системы знаний для создания модели жизни, структурноболее простой, однозначной, не имеющей внутренних противоречий, указывает на то, что человек не справляется со сложностью внешнего или сложностью внутреннего мира. И как показывает практика, большинство людей, произнося слово «духовность», имеют в виду именно такую ситуацию

Это очень важно. Использование духовной традиции, духовной культуры в качестве убежища и является наиболее распространенным вариантом.Оформляются эти варианты обычно с помощью самой разнообразной мотивации:стремление к самосовершенствованию, восхождение «к чему-то там небесному» или, наоборот, нисхождение «к чему-то там сатанинскому».Независимо от мотивационного оформления, от того, во имя чего и зачем, — при анализе обнаруживается, что человек пытается создать себе илипсихологическое, или практическое жизненное убежище. Он упрощает свою внешнюю ситуацию за счет специально организованного внешнего мира.(например, секта, община) или свою внутреннюю организацию за счет создания внутренне непротиворечивого, структурно простого мира, темсамым уходя от напряжения, сложностей и противоречий, и в любом случае оказывается в убежище. Чаще всего оправданием такого «ухода» служит такой мотив, как самосовершенствование.

Давайте спросим любого человека, который объявил себя духовным искателем,-что такое жизнь в духовности? Как он себе это представляет? Ибольшинство нарисует очень простую картинку, организованную по очень простым правилам, и чаще всего это будут правила самоограничения или правила канонической формы. Все. Реального конкретного содержания, которое любой человек передает, когда рассказывает о своей жизни, вы не услышите. А поскольку нужно как-то построить аксиоматику, т.е. ценностную структуру этого упрощенного мира, то создаетсясверхценностная идея.

Сверхценностью, как правило, становятся переживания. Все содержание духовности как убежища сводится кпереживаниям, «особым переживаниям», которые объявляются сверхценностными, или же к переживаниям общения, к простой, яснойструктуре общения по принципу: все мы хорошие, все мы любим друг друга, все мы мирные, тихие. Необходимость убежища осознается как со стороны рационального знания, так и со стороны духовной традиции. Существуетцелая категория людей, которые нуждаются время от времени в такого рода убежищах, и поэтому эти убежища существуют, существовали и будутсуществовать.

Яндекс.Метрика